Официальный сайт органов местного самоуправления
Муниципальный округ Печатники в городе Москве

Контакты

Мы в twitter

Москва, ул. Шоссейная, д.86
Тел./факс. (495) 657-34-04
E-mail: info@vmo-pechatniki.ru

Схема проезда

Видеоблог

Посмотреть все видео
Вернуться назад

Автобусная экскурсия в Оптину Пустынь 27.09.2015г.

«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною
красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим
чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда,
но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что
оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться.
Такова Оптина Пустынь».

Н.В.Гоголь

Ежегодно решением Совета депутатов муниципального округа Печатники утверждается план местных праздничных и иных зрелищных мероприятий для жителей муниципального округа Печатники. И обязательно в этот план включается цикл мероприятий «Труд на благо Печатниковцев» для людей, профессиональная деятельность которых связана непосредственно с жизнью муниципального округа и его жителей.

В преддверии дня учителя, который ежегодно отмечается в России 5 октября, аппарат Совета депутатов муниципального округа Печатники организовал автобусную экскурсию «День прикосновения к истории России. Приобщение к великой духовности Оптинских старцев» для педагогических работников района Печатники. В поездке приняли участие работники всех образовательных учреждений, находящиеся на территории нашего муниципального округа. Учитель по праву является носителем культуры, а образовательное учреждение - очагом просвещения. Поэтому так важно напитаться духовной силой, положительными эмоциями для преподавательской деятельности - духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России в подрастающем поколении.

Наша экскурсия начинается прямо в автобусе – экскурсовод Наталья Валентиновна знакомит всех с историей православных святынь, куда лежал наш путь, о тесной неразрывной связи Оптиной Пустыни и русской культуры XIX — начала XX веков. В 19 веке к старцам за правдой жизни приезжали почти все ведущие деятели литературы, искуства, политики Серебрянного Века. В то время, духовная слава Оптиной была на удивление высока, — великие старцы прошли по путям этих времен, сменяя друг друга. «Оптина Пустынь, — писал Борис Зайцев, — оказалась излучением света в России девятнадцатого века». Он же отметил и важный момент для русской культуры того времени: «Величайший расцвет русской литературы совпадает с расцветом старчества в Оптиной». Это совпадение не простое. Гоголь, Иван Киреевский, Леонтьев, Нилус, — можно сказать, почти «послушники» Оптинских старцев. Многие писатели через них также оказывались в оптинском притяжении: историк Михаил Погодин, профессор литературы Степан Шевырев, поэт Алексей Константинович Толстой. Можно вспомнить имена еще многих писателей, приезжавших в обитель за духовным хлебом, — мемуарист С. Жихарев, поэт Борис Алмазов, Ф.М.Достоевский, критик Николай Страхов, поэт и философ Владимир Соловьев, поэт Анатолий Александров, Великий Князь Константин Константинович Романов (поэт К. Р.). Можно упомянуть и о Льве Толстом. В новейшее время — поэтесса Надежда Павлович. Это не все имена. Эти люди нуждались в духовном укреплении, а часто и в просвещении. Не будет преувеличением сказать, что писатели и философы учились у старцев, понимая, что Бог дал счастье русскому человеку брать уроки в этом чудесном, духоносном православном училище. Любила Оптину Пустынь и бывала здесь Великая Княгиня Елисавета, настоятельница Марфо-Мариинской обители. После возвращения монастыря Церкви в 1988 г. оптинским святыням приезжали поклониться очень многие писатели: В. Распутин, В. Белов, В. Солоухин, В. Ганичев, И. Золотусский, А. Солженицын — всех и не перечислить.

Несмотря на продолжительную дорогу, время в пути за рассказами пролетело незаметно. Мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались поля до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания – голубые, розовые, салатовые – точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими – как будто на чьей-то ладони разместился дивный город - на горизонте показалась земля обетованная, и засверкали кресты на куполах церквей.

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1939—1940 годах в Оптиной пустыни содержались польские военнопленные (около 2,5 тыс. человек), многие из которых позже были расстреляны. До 1985 года здесь были – развалины. И только в 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

В плане - монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская. Справа от монастыря за монастырской рощей находится Иоанно-Предтеченский скит. Это место, которое всегда было сердцем Оптиной пустыни, здесь жили оптинские старцы. Вдоль пути к нему растут вековые сосны. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым».

Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Около скита стоит Амвросиевский колодец с целебной водой.

И хотя скит для паломников закрыт, печатниковцы использовали возможностью погулять вокруг него, подышать воздухом, которым дышали жившие на этом самом месте преподобные старцы, чтобы в тишине векового соснового бора, окружающего монастырь, ненадолго отвлечься от проблем и суеты мира, сосредоточиться на духовном.

В монастыре мы застали достаточно много народа, много экскурсионных групп. В обители очень много цветов и очень ухоженная территория в целом. Экскурсию по монастырю проводил послушник монастыря, который в своем рассказе поведал и об истории монастыря, и о подвижнической деятельности монахов в прошлом и настоящем, об архитектурном комплексе в целом. Получился удивительный рассказ – речь лилась из его уст, все слушали молча, боясь нарушить этот невидимый мост между экскурсантами и рассказчиком.

Обед у нас прошел в настоящей монастырской столовой, по порядку, принятому в монастыре – кушали вместе с паломниками, трудниками. Может, обед показался кому-то и не вкусным, и скудным, и быстрым – но это было настоящее, пусть и секундное прикосновение к настоящей монастырской жизни. К сожалению, было очень немного времени до отъезда, поэтому каждый решал для себя сам куда использовать оставшееся время - пройтись по монастырю, еще раз зайти во все храмы, постоять у святых мощей Оптинских старцев, добежать до святого источника набрать воды, или обследовать иконные лавки.

Далее наш путь лежал в Шамордино, где расположена Свято-Амвросиевская женская обители. Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. От Оптиной пустыни до Шамордино 14 километров. Рукой подать от одного особенного святого места до другого. И Шамордино действительно производит на всех впечатление - это удивительное по природной красоте место и совершенно необычный и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Оптинскому Старцу – Амвросию, а материальное воплощение – известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером – это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение.

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Величавый 15-главный собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражал своими размерами и в тоже время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом "русском" стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон.

К 1918 году здесь находилось более 800 сестер. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.В 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана. Весной в 1990 года в Свято-Амвросиевской женской обителибыла возобновлена монашеская жизнь. После обзорной экскурсии по территории монастыря заходим в Казанский собор, который своей своеобразной архитектурой производит благоприятное впечатление. А какие необыкновенные, красивые иконы в храме! На вечернюю службу, медленно передвигаясь, направляются очень пожилые монахини, лица которых излучают какое-то сияние и доброту. И эта увиденная картина – тоже соприкосновение с настоящей монастырской жизнью.

У подножия живописного холма, на котором расположен монастырь, протекает река Серена, питающаяся водами многочисленных родниковых ключей. До закрытия монастыря эти источники были благоустроены и освящены, но в годы запустения они засорились, – и место заболотилось. С началом новой монашеской жизни в обители источники начали постепенно очищать и освящать.

Кто пожелал, смог пройти к одному из источников, чтобы набрать благодатной воды и по желанию, погрузиться в источник, чтобы по вере получить исцеление от разных душевных и телесных недугов. Для этого пришлось спуститься на 200 ступенек по оборудованной лестнице к источнику. По пути находится смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на близлежащие окрестности.

Казанская Амвросиевская женская пустынь – необыкновенное место! Красивая архитектура, спокойная аура. Удивительно тихо. Как хорошо было отдохнуть в этом тихом и спокойном месте! На всем протяжении нашей экскурсии была удивительная комфортная погода – яркое и ласковое не по-осеннему солнце, желто-красные листья тихо шуршат под ногами, сухо, тепло, ясно. Это был последний «летний» день в конце сентября! Все отдохнули морально, духовно и физически!

Помолодевшие душой и телом, печатниковцы поздним вечером вернулись в Москву.

DSC_0012.jpg DSC_0013.jpg DSC_0014.jpg DSC_0015.jpg DSC_0016.jpg DSC_0017.jpg DSC_0018.jpg DSC_0019.jpg DSC_0020.jpg DSC_0021.jpg DSC_0022.jpg DSC_0023.jpg DSC_0024.jpg DSC_0025.jpg DSC_0026.jpg DSC_0027.jpg DSC_0028.jpg DSC_0029.jpg DSC_0030.jpg DSC_0031.jpg DSC_0032.jpg DSC_0033.jpg DSC_0034.jpg DSC_0035.jpg DSC_0036.jpg DSC_0037.jpg DSC_0038.jpg DSC_0039.jpg DSC_0040.jpg DSC_0043.jpg DSC_0044.jpg DSC_0045.jpg DSC_0046.jpg DSC_0047.jpg DSC_0048.jpg DSC_0049.jpg DSC_0050.jpg DSC_0051.jpg DSC_0052.jpg DSC_0053.jpg